Тел: 8 (495) 621-55-14; 8 (495) 710-41-62
Тел экстренный (24x7): 8 (903) 726-85-20
E-mail: continenttours@rambler.ru
Skype: continent.tour
 
ОПИСАНИЕ СТРАН

 


г. Москва,
ул. Никольская, д. 17, оф.2.3
(495) 621-55-14
(495) 726-85-20
Факс:
(495) 627-58-63
№ МТЗ 012898

   
   

Главная > Болгария > Паломнические курорты > Ивановские скальные монастыри

Ивановские скальные монастыри

ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Число памятников болгарского средневекового искусства невелико. Каким-то чудом сохранились стены росписи в Ивановском скальном монастыре - образцы искусства прославленной Тырновской школы.

Высеченный довольно высоко в скале над рекой Русенский Лом и села Иванове, монастырь был обиталищем отшельников и в период широкого распространения в Болгарии идей исихазма /14 в./, призывающих к безмолвию, аскетизму и нравственному совершенствованию. Получившее широкое распространение в Византии, учение исихазма проникло в Болгарию в тревожные времена, когда в стране царили социальный гнет и феодальные междоусобицы. По вполне понятным причинам отшельничество в Болгарии получило широкий размах.

Стенопись в одной из пещер Ивановского скального монастыря, названной "церквью", была обнаружена археологом Карелом Шкорпилом. По всей вероятности, росписи были созданы в царствование Ивана Александра, в пору возникновения этой отшельнической обители. Болгарский владетель, которому были близки идеи исихазма, запечатлен на одной из стен притвора церкви как ктитор, благодетель монастыря. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве , размещено большое количество сцен и образов, объединенных в отдельные композиции сравнительно малых размеров /1,2 х 1,5 м/. Большой интерес представляет самый ранний для болгарского искусства описательно - сюжетный рассказ "Житие святого Герасима", изобилующим множеством подробностей.

Несмотря на трудности чисто технического характера, средневековому художнику удалось соблюсти реальные пропорции. Росписи, несомненно, создавались под влиянием традиций Тырновкой школы живописи. Лики святых, написанные мягкими, пастельными тонами, их фигуры излучают драматизм, не характерный для византийской живописи. Неизвестный живописец явно наделял святых чертами людей, которых он видел в окружающей жизни. Их позы и жесты естественны, исполнены стремительного порыва. Экспрессивность движения придает изображениям интересную , нетипичную для живописи той эпохи асимметричность. Манере художника присуща раскованность, верный себе, своим целям и вкусам, он явно не считался с рамками канонов. В росписях широко представлены античные атрибуты: обнаженные торсы кариатид, колонны, поддерживаемые львами, маски. Эти элементы говорят о том, что возрождение интереса к античности в Византии /14 в. / оказало воздействие на все восточно-европейское искусство той эпохи.