Тел: 8 (499) 115-63-22
Тел. экстренный (24x7): 8 (903) 726-85-20
E-mail: continenttours@rambler.ru
Skype: continent.tour
 
ОПИСАНИЕ СТРАН

 


г. Москва,
ул. 4-я Тверская-Ямская, д.8/9, 1 этаж, оф.14
(499) 115-63-22
№ РТО 012898

Политика конфиденциальности

   
   

Главная > Россия > Экскурсии > Исторический музей - усадьба "Люблино"

Исторический музей - усадьба "Люблино"

Одной из уникальных исторических территорий современной Москвы является Люблино, местность, впервые упомянутая в документах XVI в. В 80-е гг. XVII в. поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых, и называлось оно Годуново. Позднее оно перешло к князьям Прозоровским и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино.

В 1800 г. усадьбу купил богатый московский помещик, действительный статский советник, армейский бригадир Н.А.Дурасов (1760–1818) – самый известный ее владелец. Проектировали и строили усадьбу в 1801–1806 гг. знаменитые московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и его родственник и сподвижник И.В.Еготов (1756–1815).

Чудом сохранившийся усадебный ансамбль Люблина занимает особое место в русской культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая планировка восходит к проектам французского архитектора XVII в. Ж.Ф.Неффоржа. По легенде более позднего происхождения, форма дома напоминала очертания ордена Св.Анны.

Главный вход во дворец расположен с его юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в залы. Центральный Круглый зал высотой в два этажа представляет собой парадную столовую. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объемных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнил модный в то время художник Дж. Скотти.

На барельефах Круглого зала (от входа по часовой стрелке) представлены известные мифологические сюжеты: «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол украшает живописный плафон «Триумф Венеры», пол выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.

Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме, он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создается также лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».

В северо-западном крыле дворца расположен служивший гостиной Колонный зал. Двумя парами колонн он разделен на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второе название – Розовый. Система настенных пейзажных росписей создает впечатление открытого садового павильона.Над карнизами, справа налево от входа, размещены четыре панно на темы античной мифологии. При Н.А.Дурасове зал был обставлен мебелью для отдыха – диванами, креслами, ломберными столиками.

В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.

Жилые и служебные помещения располагались на втором и третьем этажах, в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой венчающий здание бельведер, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом его свод был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.

Купол дворца, задуманного Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 г. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру –геркуланянки в античной одежде (копия экспоната Дрезденской галереи, датируемого I в. до н.э.).

В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А.Плавильщиков (1760–1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава об этом театре дошла до царского двора, и в мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.

Частично сохранились и другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.

Вокруг дворца, на высоком холмистом берегу был разбит пейзажный парк в английском стиле. Важный элемент паркового ландшафта – обширный пруд, ныне Люблинский, в русле речки Голяди.

В середине XIX в. Люблино, подобно другим дворянским усадьбам, перешло в купеческие руки. Его приобрел богатый московский купец К.Н.Голофтеев. Начался новый, «дачный» период люблинской истории.

Близость к городу, прекрасные виды, наличие рядом железной дороги сделали Люблино популярным дачным местом. Голофтеевские дачи снимали чиновники средней руки, гимназические учителя, университетские профессора, врачи. В 1866 г. на одной из дач в Люблине жил Ф.М.Достоевский.

Страшный московский ураган 1904 г. нанес большой урон усадебным постройкам (тогда и была утрачена венчавшая купол дворца статуя Аполлона), «выпил люблинский пруд с карасями», повалил большинство деревьев в парке. Однако Голофтеевы, владевшие усадьбой до 1917 г., довольно быстро отремонтировали постройки и вернули жизнь Люблина в прежнее русло.

Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в главном доме была устроена школа, которую сменил клуб железнодорожников имени III Интернационала.

В XX в. усадьба, в том числе и дворец, неоднократно меняла своих владельцев, что не способствовало сохранению построек. В 2001–2005 гг. была проведена научная реставрация дворца, и сегодня посетители могут увидеть его во всем великолепии – таким, каким он был 200 лет назад.

Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. историческая усадьба Люблино была передана Московскому объединенному музею-заповеднику. Отреставрированные парадные залы первого этажа сразу же стали доступны для посетителей, а на антресольном этаже и в бельведере постепенно начали формироваться экспозиции и выставки.

Если парадные залы первого этажа дворца в свое время предназначались для многолюдных приемов и праздников, то изысканное общество близких и друзей владельцев усадьбы обычно собиралось в помещениях верхних этажей.

Поэтому сегодня в одном из помещений третьего этажа дворца, примыкающем к бельведеру, воссоздан интерьер «малой гостиной». Основу ее убранства в былые годы составляли стулья, кресла, диваны. По традиции конца XVIII – начала XIX в. вся мебель располагалась вдоль стен так, что середина комнаты оставалась свободной. Представленный в зале мебельный гарнитур выполнен во Франции в XIX в.

Справа от входа можно увидеть образец мебели первой половины      XVIII в. – комод, инкрустированный слоновой костью и редкими породами дерева. Поскольку в эпоху Просвещения даже мебель должна была служить образовательным целям, комод украшен аллегориями стран света и другими символическими изображениями.

Изделия из фарфора и бронзы служили главным украшением интерьера второй половины XVIII – начала XIX в., подчеркивая высокий социальный статус хозяина дома. Бронзовые золоченые часы «Амур на колеснице» напоминают о названии усадьбы и теме любви и красоты – одной из главных в убранстве дворца. Канделябры и статуи, выполненные с использованием античных сюжетов и мотивов, наглядно раскрывают основополагающий принцип классицизма – подражание искусству Древней Греции и Рима, использование элементов древней культуры во всех сферах искусства и быта.

В специальном шкафу-горке представлены образцы фарфора русской и европейской работы.

Интерьер «малой гостиной» удачно дополняют люстры из фарфора и бронзы с характерным для той эпохи сочетанием позолоты и кобальтовой росписи, а также стилизованные портьеры на окнах.

В другой комнате, примыкающей к бельведеру, можно ознакомиться с предметами, некогда составлявшими особый мир владельцев усадьбы и связанными с их привычками и увлечениями.

Вышедшие в отставку и проживавшие в Москве дворяне обустраивали свои московские и подмосковные имения, собирали библиотеки, коллекционировали географические карты, другие редкости и произведения искусства. Эта сторона усадебной жизни представлена в экспозиции так называемой мужской половины зала. Диван и кресло, обитые серым полосатым шелком, вводят в атмосферу кабинета хозяина дворца. Увлеченность русского дворянства творчеством и идеями французского философа Вольтера отразилась даже в названиях предметов мебели – так, кресло особой формы, с высокой спинкой, называлось вольтеровским. Труды Вольтера представлены в столе-витрине овальной формы, – это томики «Истории Петра Великого», сочиненной Вольтером по поручению русского правительства. Исторические материалы для французского философа подбирал М.В.Ломоносов. Кроме сочинений на французском языке в витрине помещены русские печатные издания, а также изделия из бисера (записные книжки, оплетка для карандаша), которые хозяин кабинета мог получить в подарок от своих многочисленных родственниц.

Владелец усадьбы Н.А.Дурасов не имел жены и детей, зато его окружали многочисленные сестры и племянницы. Во второй половине зала можно увидеть столик с веером и бисерной сумочкой, которые вместе с угловым диваном русской работы напоминают о балах, светских беседах, рукоделии и других занятиях русской дворянки в усадьбе и вне ее. Представленные в зале реконструкции костюмов помогают воссоздать образы обитателей усадьбы.

В жилых и парадных помещениях начала XIX в. традиционно размещались экзотические растения. В сегодняшней экспозиции зала они напоминают о знаменитой люблинской оранжерее – одной из крупнейших в Москве начала XIX в.

Современная музейная жизнь Люблина основана на традициях прошлого. Под сводами парадных залов вновь звучат классическая музыка и поэзия, регулярно проводятся концерты. Антресольный этаж используется для проведения выставок, а в одном из залов первого этажа размещена экспозиция, посвященная истории русского бильярда. Уже два года во дворце проводятся детские благотворительные праздники («Новый год в старинном дворце»), разработаны специальные экскурсионно-художественные программы для новобрачных. Так в начале третьего тысячелетия усадьба Люблино вновь вернулась под покровительство Аполлона, Афродиты и муз.

 

Цены на экскурсионное обслуживание смотрите на нашем сайте в позиции "цены". 

Программы,  не вошедгие в ценовой прайс, рассчитываются по запросу.