Тел: 8 (499) 115-63-22
Тел. экстренный (24x7): 8 (903) 726-85-20
E-mail: continenttours@rambler.ru
Skype: continent.tour
 
ОПИСАНИЕ СТРАН

 


г. Москва,
ул. 4-я Тверская-Ямская, д.8/9, 1 этаж, оф.14
(499) 115-63-22
№ РТО 012898

Политика конфиденциальности

   
   

Главная > Литва > Паломнические курорты > СВЯТЫЕ МЕСТА > Романовская Церковь

Романовская Церковь

Готовых туров с данным отелем нет.  

РОМАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (КОНСТАНТИНО-МИХАЙЛОВСКАЯ).

Вильнюс,  Ул. Басанавичаус, 25

Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Тогда, в 1913 году, к юбилею в России были построены десятки новых храмов. У вильнюсской церкви - двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова.
Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильне широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли.
И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся "Романовский юбилей", дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. К юбилею в окраинных губерниях России новостроящиеся храмы возводились в честь первого российского самодержца из династии Романовых - царя Михаила. И чтобы виленская церковь была в самом деле "Романовской", было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова.

Князь Константин Константинович Острожский (1526-1608 г.г.) стал свидетелем судьбоносных для Западного края событий: объединения Королевства Польского с Великим Литовским княжеством (Люблинская Уния 1569 г.) и заключения Брестской Унии (1596г.). Князь, русский по происхождению и крещенный в православной вере, всеми силами отстаивал веру отцов. Он был членом Польского Сейма и на заседаниях парламента и при встречах с королями Польскими постоянно поднимал вопрос о юридических правах православных. Человек богатый, он материально поддерживал православные братства, жертвовал средства на строительство и обновление православных церквей, в том числе и виленских. В его родовом городе Остроге была организована первая в Великом Литовском княжестве православная школа, ректором которой был ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии ставший Константинопольским Патриархом. В трех типографиях К.К.Острожского печатались десятки наименований богослужебных книг, а также полемических статей - "Слов", в которых отстаивался православный взгляд на мир. В 1581 году увидела свет "Острожская Библия", первая печатная библия Восточной Церкви.

Первоначально новый храм собирались построить в центре города на тогдашней Георгиевской площади (теперь площадь Савивальдибес). Но было существенное неудобство - на площади уже стояла Александро-Невская часовня, воздвигнутая в память жертв событий 1863-1864 гг. Видимо,часовню нужно было переносить в другое место. Пока в виленской Городской Думе обсуждался этот вопрос, было найдено новое и во всех отношениях замечательное место для храма-памятника, а именно - Закретная площадь. С площади, как тогда утверждали, самой высокой точки города, открывалась панорама Вильны. В направлении взгляда строго на восток во всей красе представал комплекс Свято-Духова монастыря. С западной стороны, примерно в полукилометре от площади, находилась когда-то Трокская городская пограничная застава (ее колонны целы и сегодня). Предполагали, что путнику, входящему или въезжающему в город, новый величественный храм будет внушать благоговейный трепет.

В феврале 1911 года виленская Городская Дума приняла решение об отчуждении Закретной площади под строительство храма-памятника.
Надпись на мраморной доске на внутренней западной стене Константино-Михайловской церкви гласит, что храм сооружен на средства действительного статского советника Ивана Андреевича Колесникова. Имя этого мецената было широко известно в России, он был директором московского мануфактурного производства "Савва Морозов" и в то же время носителем чисто русского, глубоко религиозного духа и остался в памяти потомков прежде всего как храмоздатель. На средства Колесникова было уже построено девять церквей в различных губерниях империи, в том числе известный храм-памятник в Москве на Ходынке в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". Очевидно, следование истиннно рускому благочестию определило и выбор Иваном Колесниковым архитектурного решения его десятого, виленского храма, - в ростово-суздальском стиле, с росписью церковных внутренних стен в древнерусском духе.

При возведении церкви большая часть работ была выполнена московскими мастерами. Из Петербурга поступали части церковных главок, их монтировали и покрывали кровельным железом приглашенные умельцы. Московский инженер П.И.Соколов руководил работами по устройству калориферных камер, подпольных каналов пневматического отопления.

Особым событием стала доставка из Москвы в Вильну тринадцати церковных колоколов, общим весом в 935 пудов. Главный колокол весил 517 пудов и уступал по тяжести только колоколу тогдашнего Николаевского православного кафедрального собора (ныне костел св.Казимераса). Какое-то время колокола находились внизу, перед строящимся храмом, и народ стекался на Закретную площадь подивиться редкому зрелищу.
13 мая (26 мая по новому стилю) 1913 года - день освящения Константино-Михайловской церкви стал в истории предвоенной православной Вильны одним из самых памятных дней. С раннего утра от всех православных церквей и монастырей города, от духовных епархиальных училищ, от православного приюта "Иисус Младенец" двинулись Крестные ходы к Николаевскому кафедральному собору, и от него в сторону нового храма начал шествие объединенный Крестный ход, который возглавил епископ Елевферий (Богоявленский), викарий Ковенский.

Чин освящения храма-памятника совершил архиепископ Агафангел (Преображенский). На торжества прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в сопровождении трех сестер основанной ею в Москве Марфо-Мариинской православной обители, а также фрейлины В.С.Гордеевой и гофмейстера А.П.Корнилова. Позднее Великая княгиня была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобномученица Елисавета.

Представителям династии Романовых предстояло посещение Константино-Михайловской церкви и позднее, но уже по печальному поводу. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) служил здесь панихиду по Великому князю Олегу Константиновичу. Корнет русской армии Олег Романов был смертельно ранен в боях с немцами под Ширвинтай и скончался в виленском госпитале на Антоколе. На панихиду приехали из Петербурга отец Олега - Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга и трое их сыновей-братьев погибшего. На следующий день здесь же служили заупокойную литургию, после которой от паперти церкви траурный кортеж последовал к железнодорожному вокзалу - хоронить Олега предстояло в Петербурге. В августе 1915 года стало очевидным, что литовская столица падет под напором немцев, и по распоряжению архиепископа Тихона ценное имущество православных церквей епархии эвакуировалось в глубь России. С куполов Константино-Михайловского храма спешно была снята позолота,в эшелон погрузили и все тринадцать церковных колоколов. Эшелон состоял из восьми вагонов. Два вагона, в которые были погружены Романовские колокола, не дошли до пункта назначения и их следы затерялись.

В сентябре 1915 года немцы вошли в город. Некоторые православные церкви они использовали под цехгаузы, склады, некоторые временно закрыли. В городе был установлен комендантский час, а в Константино-Михайловскую церковь доставляли тех, кто его нарушал. Люди - каждый вечер их задерживали десятками - располагались на ночлег на кафельном полу церкви. И только утром оккупационные власти принимали решение, кого из задержанных и на каких условиях отпустить.

После недолгой власти большевиков и позднее, когда Виленский край отошел к Речи Посполитой, Константино-Михайовский приход возглавлял протоиерей Иоанн Левицкий. Это было нелегкое время для православного населения литовской столицы. Как уполномоченный Епархиального Совета, о.Иоанн повсюду обращался за помощью: в Варшаву, в Международный Красный Крест, в Американское благотворительное общество YMKA. "Нужда страшная и скорбь гнетет русских в городе Вильне, - писал протоиерей, - прихожане виленских церквей - это бывшие беженцы. Нищими они вернулись из большевистской России. В оставленной немцами Вильне они застали все в полном разорении: у одних дома осталиcь без окон и дверей, дома других магистрат успел продать - в счет погашения накопившихся долгов за время войны и недоимок... Духовенство не получает жалованья от правительства и живет в великой нужде..."

В июне 1921 года протоиерей Иоанн Левицкий ездил в Варшаву для получения помощи для русской диаспоры в Вильне. Из Варшавы он доставил в Вильну продукты, полученные от американского благотворительного фонда. Настоящим праздником для прихожан Константино-Михайловской церкви стала раздача сахара, риса, муки. Это была разовая, но хоть какая-то помощь. Среди последующих настоятелей Константино-Михайловской церкви особого внимания заслуживает личность протоиерея Александра Нестеровича. Он с 1939 года возглавлял общину и окормлял паству более сорока лет. Во время Второй мировой войны церковь была действующей. О.Александр организовал при церкви сбор продуктов питания и одежды для нуждающихся. Он был истинным христианином, что доказывал всем своим поведением. Летом 1944 года, когда советские войска подошли в Вильнюсу, немцы арестовали о.Александра Нестеровича вместе с семьей, их поместили в прозекторской медицинского факультета университета (ул.М.Чюрлениса). Один из распорядителей - немецкий офицер - узнав, что среди заключенных есть православный священник, попросил его исповедовать. И о.Александр не отказал в просьбе христианину, хоть и протестанту и офицеру вражеской армии. Ведь завтрашний день для того мог стать последним днем жизни.

Во время штурма города советскими войсками взрывной волной вырвало с петель входную дверь Константино-Михайловской церкви. Несколько дней открытый настежь храм оставался без присмотра. Но удивительно - и в этом смог убедиться и вернувшийся из плена настоятель, что из церкви ничего не пропало.

В феврале 1951 года протоиерей Александр Нестерович, настоятель Константино-Михайловской церкви и секретарь Епархиального управления, был по ложному доносу арестован, а затем осужден на 10 лет по статье 58, пункт 10, за "антисоветскую деятельность". В лагере он работал на лесоповале, а в июле 1956 года вышел из заключения со справкой об освобождении "за нецелесообразностью дальнейшего содержания в местах лишения свободы". Протоиерей Александр Нестерович вернулся в Вильнюс, и заменявший его во время отсутствия священник Владимир Дзичковский любезно уступил о.Александру место настоятеля Константино-Михайловского храма.

Пастырский дух о.Александра не был сломлен, подавлен. Еще тридцать лет он возглавлял свой приход. Ему доверили быть духовником епархии, а такое дается только многоопытным и смиренным священнослужителям.
...В день освящения Константино-Михайловской церкви в мае 1913 года во дворце виленского генерал-губернатора (ныне - резиденция президента Литвы) был устроен торжественный прием на 150 персон. Рядом с каждым столовым прибором лежал проспект о новом храме. На обложке красовалось цветное изображение церковного здания со всеми пятью сияющими золотом куполами.

Сейчас ростово-суздальские главки выкрашены зеленой масляной краской. В звоннице церкви нет колоколов. Не осталось следа и от росписи внутренних стен храма. В первозданном виде сохранился лишь резной дубовый иконостас церкви, изготовленный в начале ХХ века в Москве.

Наши предки обладали особым чутьем при выборе места для строительства храмов. И сейчас от паперти Константино-Михайловской церкви просматриваются главы Свято-Духова храма, а с ее колокольни - весь монастырский комплекс в окружении черепичных крыш Старого города. Давно не существует Трокской пограничной заставы, границы города значительно раздвинулись. И церковь оказалась как бы в центре Вильнюса, на перекрестке основных его дорог. Это один из самых посещаемых православных храмов литовской столицы. Приход церкви вот уже десять лет возглавляет митрофорный протоиерей Вячеслав Сковородко. Возведенная девяносто лет назад Константино-Михайловская церковь остается тем не менее самым молодым по возрасту православным храмом Вильнюса.

Готовых туров с данным отелем нет.